МБДОУ Детский сад №9 Чебурашка г. Мичуринска
Семинар – практикум «Охрана и укрепление здоровья детей»Тема нашего семинара – «Охрана и укрепление здоровья детей». Мы надеемся, что выбранная тема будет вам интересна и вы станете активными участниками обсуждения. Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя
Задачи: - мотивировать педагогов на изучение современных здоровьесберегающих технологий; - наполнить содержанием понятий: «здоровье», «Здоровьесберегающие технологии», «Здоровый образ жизни», «охрана здоровья»;
- Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Участники мероприятия: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
2.2. Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
3.4. Разработка модели «Здоровый образ жизни дошкольника в дошкольном образовательном учреждении».
Теоретическая часть
Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Наша цель – создать условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа в данном направлении проводится через все ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребенка, и основывается на основных принципах педагогики: - гуманизации, - индивидуализации, - природоспособности, - системности, - взаимодействия и сотрудничества с детьми и родителями. О важности здоровья знает каждый, но кто ведет здоровый образ жизни? Об этом узнаем благодаря проведенному анкетированию. (Анализ анкетирования присутствующих) Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все». А Ж. Лабрюйер о здоровье говорил следующее: «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Это и подтверждают результаты нашего анкетирования. Нет задачи более важной, чем вырастить здорового человека. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшается, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Проблемы со здоровьем наблюдаются и в нашем дошкольном учреждении. Вот анализ заболеваний наших воспитанников за последние 3 года.
Анализ заболеваемости воспитанников МБДОУ «Детский сад №9 «Чебурашка»
Таким образом, мы видим, что педагогическому коллективу предстоит большая работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганде здорового образа жизни среди родителей и сотрудников ДОУ. В связи с этим мы должны реализовывать основные задачи по сохранению и укреплению здоровья:
Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном образовательном учреждении представит медицинская сестра. Выступление медицинской сестры К наиболее распространенным заболеваниям, в первую очередь, относится большая группа острых респираторно-вирусных инфекций, которые преимущественно поражают различные отделы дыхательной системы ребенка. Наиболее ярким представителем этой группы заболеваний является грипп. Вторая группа болезней, входящих в понятие простудные заболевания – это насморки, ангины, гаймориты, синуситы, отиты различного происхождения Основной путь заражения этими видами заболеваний – воздушно-капельный. Микробы и вирусы проникают в организм ребенка вместе с воздухом через рот и носоглотку от больного человека. Возможен и бытовой путь передачи, а именно заражение через предметы обихода, игрушки. Спровоцировать респираторное заболевание могут такие факторы, как недостаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянное укутывание ребенка и отсутствие закаливания, переохлаждение, дефекты иммунной (защитной) системы организма, плохой уход и ряд других факторов. По нашему мнению предупредить заболевание, легче, чем его лечить! В нашем дошкольном образовательном учреждении мы используем следующие профилактические мероприятия.
1. Организация правильного питания детей Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша. В нашем дошкольном учреждении мы ежедневно проводим С-витаминизацию третьего обеденного блюда, а также используем йодированную соль для приготовления горячих блюд. К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы). Существуют и аптечные адаптогены — вещества, повышающие иммунитет. Это могут быть растения (женьшень, элеутерококк, лимонник китайский) и препараты животного происхождения (мумие, прополис). Однако, излишняя самостоятельность при выборе таких препаратов, даже состоящих из натуральных компонентов, крайне нежелательна. Специалисты предупреждают, что у таких средств достаточно много противопоказаний, они могут спровоцировать аллергическую реакцию, поэтому сроки и дозировки их приема может назначить только врач. 2. Активный образ жизни и закаливание ребенка На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание. Именно закаливание нормализует функции дыхательной системы человека в условиях воздействия на организм режима низких температур. Это уменьшает риск заражения вирусными инфекциями. Приучать человека к закаливанию нужно с самого детства. Физическая активность детей также является профилактикой простудных заболеваний. Ходьба, бег обеспечивает бесперебойное функционирование системы кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе. Все эти виды профилактики заболеваемости мы используем в детском саду в течение года. 3. Одежда по сезону Одежда детей должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В зимний период родителям приносят в детский сад запасную одежду, так как в режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние прогулки. 4. Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями При выявлении первых признаков заболевания ребёнка мы изолируем заболевшего ребенка. 5. Специфическая профилактика заболеваний Для профилактики гриппа проводится ежегодная вакцинация. 6. Повышение защитных сил организма в осенне-зимний период Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др., а также использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).
Практическая часть
Двигательная активность в режиме дошкольного образовательного учреждения Вопросы: 1. Какие формы работы вы используете, чтобы создать умеренную интенсивность движений? (Подвижные игры малой активности.) 2. Что входит в организационную деятельность с детьми на прогулке? (Занятия, организация игр и соревнований, закрепление основных видов движений под руководством воспитателя.) 3. Что необходимо сделать воспитателю, чтобы ребенок захотел заниматься физической культурой? (Поддерживать интерес и создать условия.)
Сдирая тонкий эпителий
Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители. Что происходит с человеком во время стресса? Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» - гипоталамус, откуда в течение долей секунды она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.
Признаки и симптомы стресса. Поведение человека становится активным, проявляется беспокойство, агрессия, стремление к бегству. Поведение может быть и пассивным, наблюдается оцепенение, напряжение всей мускулатуры, торможение. Появляются боли в области сердца, желудка. Стресс может сопровождаться повышенным аппетитом или полной его потерей, а также бессонницей, что связано с постоянным обдумыванием стрессовой ситуацией. Фазы стресса. Существуют три фазы стресса: 1. Тревога 2. Приспособление к трудной ситуации. 3. Истощение. Именно эта фаза приводит к заболеваниям и в некоторых случаях и к смерти. Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо: · выявить симптомы; · определить причины стресса; · принять меры по устранению симптомов, а затем причин. Средства самопомощи. 1. Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными, музыка, пение (караоке) и многое другое. 2. Физическая нагрузка (спорт, движение, танцы, т.д.) 3. Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня. 4. Надо иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями. 5. Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя. 6. Необходимо общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми. 7. Сон, массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях. Следует знать и практические упражнения для снятия стресса. - Расслабление рук через напряжение - Расслабление лица и шеи через напряжение - Потягивание - Рисуйте. Нарисуйте абстрактный сюжет, выбирайте цвета в соответствии с вашими переживаниями. На обратной стороне листа напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Разорвите лист и выбросите его. - Релаксация. Надо проводить в спокойной обстановке, удобной позе, с закрытыми глазами. Воображайте те образы, которые вам приятны. * Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно. * Внимательно следите за своим дыханием. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1- 2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом. * Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. - Концентрация - неумение сосредоточиться. Фактор, тесно связанный со стрессом. + Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей. + Сядьте на табуретку. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени. + Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения). + Дышите через нос спокойно, не напряженно (дышите глубже если взволнованны). - Ауторегуляция дыхания. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. = Дышите глубже, если вы взволнованы. = С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. = Способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления. = Увеличение продолжительности выхода способствуют успокоению и полной релаксации. = Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. - Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминание и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. Основной вывод, можно сформулировать таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно от нас зависит, каким будет на образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. · Используйте самоприказ: «Молчать!», «Разговаривай спокойно», Это поможет сдержать эмоции. · Самопрограммируйтесь: «Именно сегодня у меня всё получится!» Использование воздействия цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольников Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль. И. В. Гете. Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Чтобы начать использовать цветотерапию надо знать, что обозначают цвета и как влияют на наш организм. Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые сильные дети, они испытывают желание получить все, что хотят. Дети, которые выбирают из палитры карандашей красный - легко возбудимы, любят шумные, подвижные игры. Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего». Такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Любовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы. Детям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Вырастая они стремятся к обеспеченности. Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики. Коричневому цвету часто отдают предпочтение дети неустроенные в жизни. Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или другой экстремальной ситуации. Рассмотрим подробнее методы цветотерапии, способствующие укреплению психофизического здоровья детей: · Цветовая медитация. Дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в зеленый цвет. Когда детям трудно сразу «выловить» нужный цвет, мы находим его среди окружающих нас предметов, сосредотачиваемся на нем и закрываем глаза. Время медитации составляет до 10 минут. · Цветная вода. Для осуществления данного метода цветотерапии мы используем цветовые подставки (салфетка из хлобчатобумажной ткани). На подставку зеленого цвета помещаем стакан с водой из тонкого, чистого, прозрачного стекла с утолщенным дном. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке, вода воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками. В лечебной медитации: Красный цвет обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе, повышает внутреннюю энергию, нормализует кровообращение и обмен веществ; Оранжевый - укрепляет органы дыхания, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх; Желтый, как символ солнца, снимает напряжение и даёт надежду. Поток жёлтого света символизирует тепло, уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память; Зеленый - способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при головокружении, нервозности; Голубой цвет успокаивает. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. Повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы; Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание; Фиолетовый действует мягко. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Деятельность по укреплению у детей психического здоровья по средствам цветотерапии должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в преодолении агрессивности и тревожности у детей принадлежит родителям. С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей психического здоровья, познакомить с данными статистики. При этом используются все формы общения: консультации, папки-передвижки, информационные стенды, игры. Главная цель в работе с родителями – помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей психического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановки в семье, в детском саду. Таким образом, использование арт–терапевтических методов позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние ребенка, сформировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности, преодолеть барьеры в общении, развить творческую инициативу, расширить кругозор, создать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, оставить в памяти радостные приятные воспоминания, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка. Рефлексия Задание: дописать неоконченные предложения - Я научилась…. - Я узнала, что…. - Я была удивлена тем, что….. - Мне понравилось,……… - Я была разочарована тем, что…. - самым важным для меня было…. И в завершении нашей встречи улыбнемся, пожелаем друг другу удачи и совершим «Путешествие по телу». Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте! Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти, Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь! Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она всего одна! Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки. Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой вот что знаем мы с тобой! Завершение. Обсуждение по кругу: - Чему научилась сегодня… - Что буду использовать в своей работе … Всем спасибо за активное участие!!! 25 июля 2017 в 14:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.