МБДОУ Детский сад №9 Чебурашка г. Мичуринска

Семинар – практикум «Охрана и укрепление здоровья детей»

 Тема нашего семинара – «Охрана и укрепление здоровья детей». Мы надеемся, что выбранная тема будет вам интересна и вы станете активными участниками обсуждения.

Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя

 

Задачи:

- мотивировать педагогов на изучение современных здоровьесберегающих технологий;

- наполнить содержанием понятий: «здоровье», «Здоровьесберегающие технологии», «Здоровый образ жизни», «охрана здоровья»;
- способствовать осознанию собственного здоровья;
- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического и физического здоровья педагогов;
- познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ

- Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

 

Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики - эмоции, заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.

 

Участники мероприятия: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра

 

Продолжительность мероприятия: 45 минут

 

План проведения мероприятия.
1.Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.


2. Теоретическая часть.
2.1. Введение в тему. «Охрана и укрепление здоровья дошкольников с учетом требований ФГОС дошкольного образования».

2.2. Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.


3. Практическая часть.
3.1. Двигательная активность в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Стресс и пути его преодоления.
3.3. Использование воздействия цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольников.

3.4. Разработка модели «Здоровый образ жизни дошкольника в дошкольном образовательном учреждении».


4. Рефлексия.

 

Теоретическая часть

 

Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Наша цель – создать условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа в данном направлении проводится через все ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребенка, и основывается на основных принципах педагогики:

- гуманизации,

- индивидуализации,

- природоспособности,

- системности,

- взаимодействия и сотрудничества с детьми и родителями.

О важности здоровья знает каждый, но кто ведет здоровый образ жизни? Об этом узнаем благодаря проведенному анкетированию.

(Анализ анкетирования присутствующих)

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все». А Ж. Лабрюйер о здоровье говорил следующее: «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Это и подтверждают результаты нашего анкетирования.

Нет задачи более важной, чем вырастить здорового человека. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшается, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Проблемы со здоровьем наблюдаются и в нашем дошкольном учреждении. Вот анализ заболеваний наших воспитанников за последние 3 года.

 

 

 

 

 

 

Анализ заболеваемости воспитанников

МБДОУ «Детский сад №9 «Чебурашка»

Уровень заболеваемости

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

Всего детей

105

103

105

Всего дней и случаев, пропущенных по болезни. Из них:

3150/441

3971/440

1513/175(I полугодие)

ОРЗ, Грипп

1200/261

1616/220

673/89

Дизентерия

-

-

-

КИНЭ

-

-

-

Пневмония

-

-

-

Ангина

-

16/2

-

Эпидемический паротит

-

-

-

Скарлатина

-

-

-

Инфекционный гепатит

-

-

-

Коревая краснуха (корь)

-

-

-

Ветряная оспа

19/3

242/26

21/2

Травмы

15/3

15/1

27/3

Кожные

29/4

18/3

19/4

Прочие

1887/173

2064/188

773/77

Таким образом, мы видим, что педагогическому коллективу предстоит большая работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганде здорового образа жизни среди родителей и сотрудников ДОУ.

В связи с этим мы должны реализовывать основные задачи по сохранению и укреплению здоровья:

Виды здоровья

Физическое

Психическое

Социальное

Основные задачи

Создавать условия для формирования естественности, посильности движений, добровольности и желания их выполнять

Обеспечить ребенку чувства психической защищенности, доверия к миру, радости

Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры

Направления работы

• Специально

организованная

детская деятельность.

• Создание условий

для самостоятельной двигательной

активности.

• Профилактика

заболеваний и

закаливание

• Психологический

комфорт в семье,

группе, ДОУ.

• Воспитание любви и уважения к

своему телу.

• Закладывание

основ психологической неустойчивости к неуспеху

• Подготовка

к жизни в обществе.

Установление

связей с социумом.

• Знакомство

с культурой

быта, предпосылки к трудовой

деятельности.

• Взаимодействие

со взрослыми на

основе сотрудничества

Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном образовательном учреждении представит медицинская сестра.

Выступление медицинской сестры

К наиболее распространенным заболеваниям,  в первую очередь, относится большая группа острых респираторно-вирусных инфекций, которые  преимущественно поражают различные отделы дыхательной системы ребенка.

Наиболее ярким представителем этой группы заболеваний является грипп. Вторая группа болезней, входящих в понятие простудные заболевания – это насморки, ангины, гаймориты, синуситы, отиты различного происхождения

Основной путь заражения этими видами заболеваний – воздушно-капельный. Микробы и вирусы проникают в организм ребенка вместе с воздухом через рот и носоглотку от больного человека. Возможен и бытовой путь передачи, а именно заражение через предметы обихода, игрушки.

Спровоцировать респираторное заболевание могут такие факторы, как недостаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянное укутывание ребенка и отсутствие закаливания, переохлаждение, дефекты иммунной (защитной) системы организма, плохой уход и ряд других факторов.

По нашему мнению предупредить заболевание, легче, чем его лечить!

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы используем следующие профилактические мероприятия.

 

 

1. Организация правильного питания детей

Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша. В нашем дошкольном учреждении мы ежедневно проводим С-витаминизацию третьего обеденного блюда, а также используем йодированную соль для приготовления горячих блюд.

К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы).

Существуют и аптечные адаптогены — вещества, повышающие иммунитет. Это могут быть растения (женьшень, элеутерококк, лимонник китайский) и препараты животного происхождения (мумие, прополис). Однако, излишняя самостоятельность при выборе таких препаратов, даже состоящих из натуральных компонентов, крайне нежелательна. Специалисты предупреждают, что у таких средств достаточно много противопоказаний, они могут спровоцировать аллергическую реакцию, поэтому сроки и дозировки их приема может назначить только врач.

2. Активный образ жизни и закаливание ребенка

На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание. Именно закаливание нормализует функции дыхательной системы человека в условиях воздействия на организм режима низких температур. Это уменьшает риск заражения вирусными инфекциями.

Приучать человека к закаливанию нужно с самого детства.

Физическая активность детей также является профилактикой простудных заболеваний. Ходьба, бег обеспечивает бесперебойное функционирование системы кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе.

Все эти виды профилактики заболеваемости мы используем в детском саду в течение года.

3. Одежда по сезону

Одежда детей должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В зимний период родителям приносят в детский сад запасную одежду, так как в режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние прогулки.

4. Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями

При выявлении первых признаков заболевания ребёнка мы изолируем заболевшего ребенка.

5. Специфическая профилактика заболеваний

Для профилактики гриппа проводится ежегодная вакцинация.

6. Повышение защитных сил организма в осенне-зимний период

Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др., а также использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).

 

Практическая часть

 

Двигательная активность в режиме дошкольного образовательного учреждения

Вопросы:

1. Какие формы работы вы используете, чтобы создать умеренную интенсивность движений? 

(Подвижные игры малой активности.)

2. Что входит в организационную деятельность с детьми на прогулке?

(Занятия, организация игр и соревнований, закрепление основных видов движений под руководством воспитателя.)

3. Что необходимо сделать воспитателю, чтобы ребенок захотел заниматься физической культурой?

(Поддерживать интерес и создать условия.)

 

Сдирая тонкий эпителий 
Наждачным крупным полотном, 
Гуляет стресс по нашим нервам 
И сердце шкрябает копьём. 
Колючим проводом амбиций 
Окутав нежное нутро 
Лохматит он души страницы, 
Им нанося большой урон. 
Он мозги ядом отравляет, 
Ввергая мысль в неадекват 
А после ту стрелой пускает, 
Вокруг себя рождая ад. 
Он служит дьявольскую мессу, 
Калеча жизни близких душ - 
Не дай себя разрушить стрессу, 
Не дай сорвать змеюке куш! 

Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.

Что происходит с человеком во время стресса?

Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» - гипоталамус, откуда в течение долей секунды она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.

 

Признаки и симптомы стресса.

Поведение человека становится активным, проявляется беспокойство, агрессия, стремление к бегству. Поведение может быть и пассивным, наблюдается оцепенение, напряжение всей мускулатуры, торможение. Появляются боли в области сердца, желудка. Стресс может сопровождаться повышенным аппетитом или полной его потерей, а также бессонницей, что связано с постоянным обдумыванием стрессовой ситуацией.

Фазы стресса.

Существуют три фазы стресса:

1. Тревога

2. Приспособление к трудной ситуации.

3. Истощение. Именно эта фаза приводит к заболеваниям и в некоторых случаях и к смерти.

Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо:

· выявить симптомы;

· определить причины стресса;

· принять меры по устранению симптомов, а затем причин.

Средства самопомощи.

1. Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными,  музыка, пение (караоке) и многое другое.

2. Физическая нагрузка (спорт,  движение, танцы,  т.д.)

3. Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.

4. Надо иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.

5. Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.

6. Необходимо общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.

7. Сон, массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.

Следует знать и практические упражнения для снятия стресса.

- Расслабление рук через напряжение

- Расслабление лица и шеи через напряжение

-  Потягивание

- Рисуйте. Нарисуйте абстрактный сюжет, выбирайте цвета в соответствии с вашими переживаниями. На обратной стороне листа напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Разорвите лист и выбросите его.

- Релаксация. Надо проводить  в спокойной обстановке, удобной позе, с закрытыми глазами. Воображайте те образы, которые вам приятны.

*  Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

* Внимательно следите за своим дыханием. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1- 2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

* Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле.  При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.

- Концентрация - неумение сосредоточиться. Фактор, тесно связанный со стрессом.

+ Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

+ Сядьте на табуретку. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

+ Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения).

+ Дышите через нос спокойно, не напряженно (дышите глубже если взволнованны).

- Ауторегуляция дыхания. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении.

= Дышите глубже, если вы взволнованы.

= С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

= Способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

= Увеличение продолжительности выхода способствуют успокоению и полной релаксации.

= Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику.

- Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминание и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

Основной вывод, можно сформулировать таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно  от нас зависит, каким будет на образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

· Используйте самоприказ: «Молчать!», «Разговаривай спокойно», Это поможет сдержать эмоции.

· Самопрограммируйтесь: «Именно сегодня у меня всё получится!»

Использование воздействия цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольников

Цвета действуют на душу,

они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысль.

И. В. Гете.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. 

Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.

Чтобы начать использовать цветотерапию надо знать, что обозначают цвета и как влияют на наш организм.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые сильные дети, они испытывают желание получить все, что хотят. Дети, которые выбирают из палитры карандашей красный - легко возбудимы, любят шумные, подвижные игры.

Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего». Такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Любовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы.

Детям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Вырастая они стремятся к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение дети неустроенные в жизни.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или другой экстремальной ситуации.

Рассмотрим подробнее методы цветотерапии, способствующие укреплению психофизического здоровья детей:

· Цветовая медитация. Дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в зеленый цвет. Когда детям трудно сразу «выловить» нужный цвет, мы находим его среди окружающих нас предметов, сосредотачиваемся на нем и закрываем глаза. Время медитации составляет до 10 минут.

· Цветная вода. Для осуществления данного метода цветотерапии мы используем цветовые подставки (салфетка из хлобчатобумажной ткани). На подставку зеленого цвета помещаем стакан с водой из тонкого, чистого, прозрачного стекла с утолщенным дном. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке, вода воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками.

В лечебной медитации:

Красный цвет обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе, повышает внутреннюю энергию, нормализует кровообращение и обмен веществ;

Оранжевый - укрепляет органы дыхания, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх;

Желтый, как символ солнца, снимает напряжение и даёт надежду. Поток жёлтого света символизирует тепло, уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память;

Зеленый - способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при головокружении, нервозности;

Голубой цвет успокаивает. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. Повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы;

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание;

Фиолетовый действует мягко. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

Деятельность по укреплению у детей психического здоровья по средствам цветотерапии должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

Важная роль в преодолении агрессивности и тревожности у детей принадлежит родителям.

С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей психического здоровья, познакомить с данными статистики. При этом используются все формы общения: консультации, папки-передвижки, информационные стенды, игры. Главная цель в работе с родителями – помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей психического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановки в семье, в детском саду.

Таким образом, использование арт–терапевтических методов позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние ребенка, сформировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности, преодолеть барьеры в общении, развить творческую инициативу, расширить кругозор, создать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, оставить в памяти радостные приятные воспоминания, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка.

Рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

И в завершении нашей встречи улыбнемся, пожелаем друг другу удачи и совершим  «Путешествие по телу». Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой вот что знаем мы с тобой!

Завершение. Обсуждение по кругу:

- Чему научилась сегодня…

- Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!!!

25 июля 2017 в 14:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.