МБДОУ Детский сад №9 Чебурашка г. Мичуринска

Выступление на городском педагогическом объединении по художественно-эстетическому развитию на тему «Система взаимодействия с родителями при ознакомлении дошкольников с русским народным творчеством»

 Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний

Д.С.Лихачев

Быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Раньше, если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей.

Если прежде влияние родителей на ребенка было почти исключительным, то сегодня телевидение, компьютеры, кино нередко заменяют родителей и приносят результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить. Да к тому же у многих родителей все меньше остается времени, чтобы уделять его детям.

А ведь необходимость приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, или неповторимые произведения искусства русских народных умельцев.

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего,  к ценностям великой русской народной культуры.

Приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям,

помогает заложить в нем фундамент нравственности и патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Данная работа не возможна без тесного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, которые должны стать активными участниками процесса, а не пассивно принимающими информацию.

Мировоззрение, уровень нравственного воспитания ребенка в целом зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах национальной культуры.

Практика показывает, что у большинства родителей отсутствуют необходимые знания и умения в вопросах русского национального наследия. К сожалению, воспитывают в детях нравственные ценности, любовь и уважение к своим предкам не во всех семьях.

Содержание сотрудничества с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны формирования у дошкольников чувства национальной гордости за свой народ.

Для включения семьи в совместную работу по данной теме целесообразно опираться на следующие формы, методы и способы:

• перспективно-тематический план по взаимодействию с родителями;

• систематическое проведение консультаций, семинаров-практикумов, темы которых составлены на основе анкетирования;

• экспресс – опросы и индивидуальные беседы, целью которых являются изучение данной проблемы и установление между педагогами и родителями делового сотрудничества;

• использование наглядно – информационных форм работы;

• проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги праздники, дни открытых дверей, родительские собрания, дискуссии, диспуты, конкурсы и викторины, вечера вопросов и ответов, творческие гостиные, круглый стол);

• привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта, для пополнения мини-музеев русского быта дошкольного образовательного учреждения;

• посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов. В ходе решения данной проблемы используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Наиболее интересны родителям нетрадиционные формы, так как они позволяют погрузить родителей в среду педагогического общения, что позволяет дать образцы установок на адекватное понимание русского характера, достоинства русского народа. Повысить педагогическую грамотность, увеличить время для совместного общения, создать единое родительское сообщество.

«Круглый стол» - очень интересная форма работы, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя предложенную литературу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению.

«Фотовыставка» - форма работы, которая сплачивает родительский коллектив, позволяют достичь психологического контакта между родителями, педагогами и детьми. Темы могут быть самыми разнообразными – «Пасхальные посиделки»«Зимние забавы»«Ой, ты, масленица» и др.

К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать в специально организованной работе ДОУ. Одним из путей решения данной проблемы становится использование таких форм работы как выпуск журналов, газет, памяток, информационных листов. Это позволяет наладить тесный контакт между детским садом и родителями, вооружить каждого родителя знаниями о народной культуре.

Положительные моменты данных форм взаимодействия заключаются в следующем:

- родителям предлагается объективная, доступная информация;

- можно взять издание домой и изучить его в удобное время;

- родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду и связанных с вопросами приобщения детей к русской национальной культуре;

- через издание можно участвовать в конкурсах, задавать интересующие вопросы, реализовывать право на участие в совместных творческих делах.

Таким образом, результатом тесного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй становятся положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания у детей национальных чувств, любви и уважения к русской национальной культуре,вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.



25 июля 2017 в 13:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.